Аннотации к песням (выбор альбома)

Please Please Me
With The Beatles
A Hard Day's Night
Beatles For Sale
Help!
Rubber Soul
Revolver
Sgt. Pepper
Magical Mystery Tour
The Beatles
Yellow Submarine
Abbey Road
Let It Be
Past Masters Vol. 1
Past Masters Vol. 2

The Beatles (White Album)

Ian Macdonald. Revolution in the Head: The Beatles' Records and the Sixties

      Настоящее имя этого британского писателя Ian MacCormick. Родился 3 октября 1948 года. Нелепо ушел из жизни в августе 2003 года. Эта книга, психологически тонко анализирующая тексты всех песен Битлз, является главным трудом его жизни и, кстати, одной из самых лучших в битлологии. Тексты публикуются с разрешения автора переводов Андрея Зотова и, будем надеяться, число их будет увеличиваться.





Disc One

●  Back in the U.S.S.R.
●  Dear Prudence
●  Glass Onion
●  Ob-La-Di, Ob-La-Da
●  Wild Honey Pie
●  The Continuing Story Of Bungalow Bill
●  While My Guitar Gently Weeps
●  Happiness Is A Warm Gun
●  Martha My Dear
●  I'm So Tired
●  Blackbird
●  Piggies
●  Rocky Raccoon
●  Don't Pass Me By
●  Why Don't We Do It In The Road
●  I Will
●  Julia

Disc Two

●  Birthday
●  Yer Blues
●  Mother Nature's Son
●  Everybody's Got Something To Hide Except For Me And My Monkey
●  Sexy Sadie
●  Helter Skelter
●  Long, Long, Long
●  Revolution 1
●  Honey Pie
●  Savoy Truffle
●  Cry Baby Cry
●  Revolution 9
●  Good Night

Back In The USSR
Текст и перевод песни

McCartney: вокал с двойным наложением, вокальная гармония, пианино, соло-гитара, бас-гитара, ударные, хлопки в ладоши
Lennon: вокальная гармония, соло-гитара, шестиструнная бас-гитара, ударные, хлопки в ладоши
Harrison: вокальная гармония, соло-гитара, бас-гитара, ударные, хлопки в ладоши

Записано: 22-23-го августа 1968 года в студии Abbey Road 2
Продюсер: George Martin. Инженер записи: Ken Scott
Дата выхода в Великобритании: 22 ноября 1968 года (LP: The Beatles)
Дата выхода в США: 25 ноября 1968 года (LP: The Beatles)

      Вдохновленная лозунгом кампании в поддержку Британской промышленности "I am backing Britain" ("Я поддерживаю Британию"), данная рок-композиция Маккартни сначала называлась I Am Backing The UK (Я поддерживаю Великобританию), потом, в порыве сюрреализма, вдруг стала называться I Am Backing The USSR и далее, под влиянием хита Чака Берри 1959 года Back In The USA, получила свое окончательное наименование. Название песни, запись которой происходила как раз в тот момент, когда советские танки входили в Чехословакию, было воспринято многими как весьма бестактная насмешка. Общество Джона Бёрча (John Birch Society) в Америке даже обвинило Битлз в пропаганде коммунизма (песня на контрабандных пленках неизбежно проникла в СССР и стала одной из самых любимых композиций среди советских фанатов Битлз).
      Нездоровая атмосфера в студии, накалявшаяся в течение нескольких недель, разрядилась на первой сессии записи песни - Старр заявил, что он "покидает группу" из-за постоянных пререканий с Маккартни по поводу того, как играть партию ударных. В отсутствие Старра, Маккартни, Леннону и Харрисону пришлось поспешно объединить свои усилия в студии и, как результат, степень энергичности трэка оказалась явно на уровень выше всех остальных недавних записей группы. Накладывая новые дорожки записи на базовый трэк, где Маккартни играет на ударных, Харрисон на соло-гитаре, а Леннон на бас-гитаре1, они создали оглушительную звуковую картину, подкрашенную рокотом реактивных двигателей и фальцетом в подпевках, по образу стремительных композиций Beach Boys Surfin USA и Fun Fun Fun. Предположительно, из-за быстрого темпа песни, Маккартни, играя на пианино, опускал аккорд с диез-альтерацией в финальных тактах каждого перехода, что требовалось по всем канонам рок-н-ролла - гармоническое смещение, которое, как и многие другие забавные неортодоксальности Битлз, лишь добавило пикантности к общей ауре возмутительной оригинальности группы. Маккартни c блеском демонстрирует свой лучший вокал со времен Drive My Car и, в целом, композиция Back In The USSR оказалась ярчайшей незаурядной песней в динамическом ритме рока в репертуаре группы.

      1 Это была гитара Fender Bass VI, подаренная группе в 1968 году вместе с Rosewood Telecaster. Леннон играл на ней также при записи Rocky Racoon и на фильм-версии Let It Be. Маккартни играл при записи While My Guitar Gently Weeps, а Харрисон при записи Birthday и Honey Pie. Другая бас-гитара, также подаренная компанией, была Fender Jazz Bass, которую Харрисон использовал на некоторых сессиях Abbey Road (например, при записи Golden Slumbers/Carry That Weight).

Helter Skelter
Текст и перевод песни

Lennon: вокальная гармония, соло-гитара, бас-гитара, тенор-саксофон
McCartney: вокал, соло-гитара, бас-гитара
Harrison: вокальная гармония, ритм-гитара
Starr: барабаны
Mal Evans: труба

Записано: 18 июля, 9-10 сентября 1968 года в студии Abbey Road 2
Продюсер: George Martin. Инженер записи: Ken Scott
Дата выхода в Великобритании: 22 ноября 1968 года (LP: The Beatles)
Дата выхода в США: 25 ноября 1968 года (LP: The Beatles)

      Появление в 70-х годах идиоматических выражений тяжелый рок и металл было в первую очередь обязано событиям, происходившим в середине 60-х, когда начался переход от типичной для поп-музыки четверки музыкантов к звукоусиленному формату мощной тройки, в котором ритм-гитара, за кажущейся своей ненадобностью, заменяется на значительно усиленный звук бас-гитары, громкие ударные (что достигалось максимальным приближением микрофонов к барабанам) и соло-гитару, звук которой был в высшей степени искажен полным набором звуковых эффектов. Переход этот, зачатый и ведомый такими группами, как The Who, Cream, и Jimi Hendrix Experience, был во многом вызван и явился прямым результатом повышения мощности усилителей и улучшения дизайна и конструкции громкоговорителей, которые предназначались теперь для арен и залов с гораздо большим количеством зрителей1.
      Однако отсутствие ритм-гитары и утеря мастерства и способностей ритм-гитариста, вскоре дало о себе знать и неизбежно выразилось в деградации структуры и в упадке общей музыкальной утонченности композиции. Ритм-гитаристы, как правило, писали собственные песни и, используя многообразие способов артикуляции и акцентирования, неизбежно оказывали влияние на формирование своих музыкальных творений. В отсутствии такого музыкального мозгового центра, средняя группа, состоящая из трех исполнителей, становилась, по сути, лишь попыткой заменить аккорды на рифы и отбросить нюансы музыкального вкуса в пользу громкости музыкального шума. Второй гитарист, если и появлялся, то только для того, чтобы усилить звучность риффов в то время, как соло-гитарист буквально извивался в своих затянутых и неизбежно вычурных гитарных соло. Больше звуковой контактный спорт, чем опыт восприятия музыки, тяжелый рок/металл стал, конечно, неизмеримо популярен, в той или иной форме заправляя рок-музыкой с середины 70-х годов.
      Битлз, как правило, проявляли обостренный интерес к развивающимся вокруг них музыкальным стилям и направлениям и результаты этого интереса зачастую были весьма продуктивными. Однако, все без исключения попытки группы подражать стилю heavy metal, заканчивались конфузом. Битлз, как квинтэссенция классической четверки 60-х, с их естественной склонностью к равновесию, мелодике формы и утонченности деталей, в Helter Skelter обнажают всю комичность натужных усилий перешагнуть пределы этих устаревающих ценностей, что в итоге выливается в подходящую для жанра мощнейшую композицию-бульдозер в масштабе миниатюрной игрушечной модели.
      Спровоцированные новостью о том, что вышедшей недавно трек The Who побил все вообразимые рекорды по производству оглушающего шума и гама - в это время Pete Townshand в наркотическом бреду теряет способность сочинять хиты, Маккартни приходит в голову нелепая идея переплюнуть их. В одной из ранних версий записи, Helter Skelter с грандиозной настойчивостью звучит в течении аж 27 минут2. Отредактированная и сокращенная для записи и предназначенная для выхода 9 сентября, песня, тем не менее, получилась просто смешной. Маккартни дико визжит на фоне массивного эхо-дилэя под расстроенную инструментальную молотьбу. Критики разнятся во мнении - был ли это Старр или Леннон, кто в конце записи кричит в изнеможении с жалобой на то, что у него появились мозоли на пальцах. Многие не смогли найти более подходящих слов для описания данного трека, называя его пьяным дебошем, в буквальном смысле этого слова3.

      1 Например, 100-ваттная батарея Marshall. Усиление звука само по себе есть искусство. Для того, чтобы Битлз было слышно сквозь шквал кричащих поклонниц, во времена битломании, группа каждый год удваивала мощность своих усилителей Vox начиная с 1962 года. К 1966 году у каждого был 150-ваттный усилитель с громкоговорителем рупорного типа размером 4х12 дюймов. После того, как Fender завлек их двумя моделями Stratocaster в 1965 году, Битлз добавили усилители и громкоговорители Showman на сессиях по записи Revolver. На записях в 1967 году Леннон и Харрисон использовали усилители Selmer, в то время как Маккартни пропускал свою бас-гитару Rickenbacker через Fender Bassman, который он и использовал на всех последующих сессиях. К 1968 году усилители Vox совсем вышли из экcплуатации и были заменены на Fender Twin Reverbs.
      2 Отрывок 12-минутного дубля 2 от 18 июля на Antology 3 дает представление о том, что песня проигрывалась как одноаккордный жесткий блюз - в стиле, на удивление похожим на сырой минимализм, к которому начинал тяготеть Леннон в Yer Blues и который он впоследствии взял за основу в развитии John Lennon/Plastic Ono Band.
      3 Не подозревая, по-видимому, о том, что helter skelter есть лишь популярная на английских ярмарках детская горка, спускающаяся по спирали, Чарлз Мэнсон предположил, что это закодированное послание из Ада для развязывания апокалиптической расовой войны, начало которой его «семья» пыталась ознаменовать жестоким убийствами (Tate-La Bianca murders) в августе 1969 года.

в начало фотогалереи